Современные тенденции развития системы образования в России связаны с обновлением его содержания, принципов, методов организации в соответствии с запросами общества. Социальный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью – подготовкой подрастающего поколения, способного к решению различных проблем, к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе.
В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель: воспитывать культурного человека (субъекта культуры); свободного гражданина (субъекта истории, общества); творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).
В этой связи активно идет процесс модернизации системы дошкольного образования в целом. Активно разрабатывается нормативно-правовая база, пересматривается содержание образования, которое как фактор социального прогресса общества ориентируется на обеспечение самоопределения личности и создание условий для ее самореализации.
Одним из решающих факторов развития методической работы в ДОУ выступает организация в нем инновационной деятельности. Именно поэтому о дошкольных учреждения, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в «режиме развития». Философский энциклопедический словарь определяет «развитие» как изменения направленные, закономерные и необходимые. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе сложившихся закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. В наше время ДОУ не может более одного года работать в режиме функционирования, поскольку должно соответствовать постоянно изменяющимся запросам государства, родителей, педагогов и социума.
В развивающемся ДОУ все изменения (в системе работы с кадрами, в построении воспитательно-образовательного процесса с детьми, во взаимодействии с родителями и т.д.) направлены на достижение конкретных целей и должны приводить к качественно новым результатам работы. Поэтому мы определили основополагающие требования к к своему дошкольному учреждению: здесь ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме. Между сотрудниками нашего ДОУ складываются гуманные партнерские отношения; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива. Педагоги обеспечивают условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дают ребенку возможность быть самим собой, организуют разнообразную учебно-познавательную деятельность, создают условия для сохранения здоровья детей.
Инновационностью и новизной образовательной программы «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования» является не столько создание системы этнокультурного образования дошкольников через преемственные связи поколений, формирование пространства изучения, возрождения и развития традиционной казачьей и русской культуры, сколько объединение социальных партнеров в единое сетевое пространство по реализации актуальной цели: создание сетевого взаимодействия по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования.
Предполагается создать непрерывное образовательно-воспитательное пространство в рамках реализации программы (ДОО-НОО-ООО).
Вместе с тем в инновационной программе «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования» сформулирован ряд принципиальных инновационных идей, отражающих требования федерального государственного стандарта дошкольного образования, направленных на формирование новой системы ценностей и ценностных ориентиров, обеспечение инновационного, социально ориентированного развития дошкольных образовательных организаций.
Новизна, оригинальность представленной программы заключается в том, что образовательно-воспитательный процесс рассматривается коллективом МАДОУ № 31 в качестве важнейшей социальной деятельности всех представителей общественности: образования и культуры, общественных организаций и местные жители, родительская общественность и представители тех или иных профессий, связанных с историческим прошлым нашего Отечества. Ключевая особенность программы - переход от предметоориентированной модели к модели вариативного личностно-ориентированного образования, к партнерским отношениям основных институтов социализации в достижении целей программы.
Таким образом, работа ДОО в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия строится на идеях социокультурного комплекса:
- Идея открытости ДОО позволила коллективу МАДОУ № 31открыть двери образовательного учреждения для всех граждан района, края и России.
- Идея коммуникативно - познавательного воспитания детей ориентирует на ознакомление с миром природы (экологическое воспитание), развитие устной речи, формирование этнографических представлений.
- Идея нравственного воспитания детей направлено на формирование гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, Родине.
- Идея художественно - эстетического воспитания дошкольников дает возможность осуществления комплексного подхода к развитию художественных способностей и формированию эстетического вкуса детей. Общими силами педагогов, родителей, детей создается эстетически привлекательная образовательно - культурная среда этнографической направленности. Одна из главных задач образовательного процесса – совместное облагораживание окружающего образовательного пространства, включая благоустройство ДОО.
- Идея спортивно-оздоровительной деятельности в ДОО помогает создать систему спортивно - досуговой и оздоровительной деятельности с воспитанниками и приобщить значительную часть детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Эффективное решение проблем современного образования на уровне ДОО возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, своевременного внесения в нее коррективов по результатам мониторинговых обследований. Коллектив МАДОУ № 31 планирует в рамках инновационной образовательной программы создать в ДОО систему работы по изучению консолидированного заказа в соответствии, с которым, дошкольная организация должна быть мобильной и быстро реагировать на изменяющиеся условия, отличаться технологичностью и преемственностью, ориентироваться на особенности возрастного развития воспитанников и обучающихся, на уровни продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией). Отношение результатов деятельности образования к потребностям ребенка, общества, позволяет судить о востребованности образовательной деятельности как показателе ее эффективности.
Таким образом, инновационная образовательная программа представляет собой инновационный опыт современного дошкольного образования, обладает инновационностью (оригинальностью), основанной на системе своеобразного сочетания комбинаций известного и нового, модификации, обеспечивающей теоретическую и практическую новизну. |